Оглавление раздела
No 3 2004 год

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Ричард Соколов.

В поисках "настоящей социальной педагогики"

Глава 2. Введение в "философию социального воспитания"

2.4. О социальной педагогике как о социокультурном явлении и одном из проявлений субкультурного общественно-педагогического движения

2.5. О педагоге-организаторе и социальном педагоге

Выше мы говорили о нашем понимании социальной педагогики и затронули вопрос о том, кто такой социальный педагог. В этом обращении речь пойдёт о педагогах-организаторах и ещё раз о социальных педагогах. Для начала используем свой текст, поданный нами ранее в Комитет по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы.

 

"В связи с предложениями мэра Москвы Ю.М.Лужкова внести уточнения в проект нового положения о педагогах-организаторах (об их обязанностях) предлагаем следующие наши соображения по этому вопросу.

 

Институт педагогов-организаторов в начале 70-х гг. введен по следующим причинам.

    В стране продолжался рост детской безнадзорности и правонарушений.
  • Детская организация (пионерская) еще в 30-е годы была переведена в школу и по месту жительства почти не действовала.
  • Институт организаторов воспитательной работы школ (введенный в середине 60-х годов в штаты школ) надежд на то, что таким образом школа сможет стать "организующим центром воспитательной работы в своем микрорайоне" не оправдал, несмотря на специальное на этот счет постановление правительственных органов.
  • Институт воспитателей комнат школьника был малочислен, имелся лишь в незначительной части ведомственного жилого фонда, оплачивался профсоюзами лишь по их желанию, а функционал этих воспитателей был аналогичен функционалу воспитателей школьных групп продленного дня.

Педагоги-организаторы были введены в штаты учреждений коммунального хозяйства не случайно.

Учреждения коммунального хозяйства имели:

  • а) помещения красных уголков и другие, которые могли быть использованы для воспитательной работы с детьми непосредственно в жилых домах;
  • б) средства (1-2% отчислений от квартплаты) на культурно-воспитательную работу с населением.

Кем фактически были педагоги-организаторы?

Педагоги-организаторы были разные. Среди них можно выделить несколько типов.

Заведующий красным уголком. (Наиболее распространенный тип педагога-организатора.) Как правило, это были женщины. Открывали в определенные часы помещения и предоставляли детям возможность общаться, играть в настольные игры. Иногда (как правило, если это от них требовало "руководство") устраивали утренники и другие мероприятия (как "принятие мер", чтобы удовлетворить, прежде всего "руководство"). Если районные организации проводили соревнования ("Кожаный мяч", "Золотая шайба" и др.), то такие педагоги-организаторы организовывали группы детей для участия в этих соревнованиях. Кроме того, они участвовали в составлении смет Домовых комитетов на расходование отчислений от квартплаты и (как правило) - в их реализации (закупая культ- и спортинвентарь, мелкий хозяйственный инвентарь, подписываясь на периодику, заказывая лекции, а иногда концерты и экскурсии). Обязанностями по поддержанию в порядке спортплощадок и катков тяготились. В организации кружков детского творчества отдавали предпочтение кружкам художественного и прикладного (реже технического) творчества.

Соответственно, они отвечали: а) за то, чтобы доверенные им помещения были открыты в установленные (обычно вечером) часы; б) за то, чтобы в этих помещениях были дети и подростки; в) чтобы в помещениях соблюдались порядок, чистота и правила пожарной безопасности; г) за проведение мероприятий (преимущественно новогодних и по датам "красного календаря"); д) за реализацию смет, сохранность и использование инвентаря.

Физрук. (Тоже часто встречавшийся тип педагога-организатора.) Это чаще мужчины. Считали главной своей обязанностью занять подростков, склонных к физкультуре и спорту. Они заботились о поддержании в порядке спортплощадок, заливке катков, пополнении спортинвентаря. Отвечали за организацию различных спортивных секций. С удовольствием проводили тренировки спортивных команд, устраивали спортивные состязания и возили ребят на районные и городские соревнования. Неохотно занимались организацией кружков других профилей и мероприятий, не относящихся к физкультуре и спорту.

Примечание. Поскольку эти два типа педагогов-организаторов были самыми распространенными, то в трех республиках бывшего СССР (на Украине, в Казахстане и в Белоруссии) в учреждениях коммунального хозяйства было введено по две ставки (организатора культурно-воспитательной работы и организатора работы физкультурно-оздоровительной). К сожалению, в РСФСР так и остался один педагог-организатор.

Руководитель кружка детского творчества.

Руководитель детской (юношеской) организации.

Организатор разновозрастного, многопрофильного воспитательного коллектива и социально-педагогического комплекса. (Самый редкий, но самый результативный тип педагога-организатора). Считает своим долгом руководствоваться объективными потребностями детского населения в условиях для социализации и самореализации детей и подростков. Для этого изучает потребности населения своего микрорайона, города и своей страны (опираясь на достижения современной науки).

  • Руководит созданием необходимых условий с учетом конкретной социокультурной ситуации в стране и социально-педагогической ситуации в микрорайоне.
  • Организует воспитательную среду через создание и развитие разновозрастного многопрофильного воспитательного коллектива (включающего коллектив воспитанников и коллектив воспитателей), организует различные группы содействия развитию воспитывающей среды (родительские комитеты, семейно-педагогические клубы, педагогические отряды, общественные педагогические организации и т.д.).
  • Создает межведомственные координационные органы, обеспечивающие моральную и материальную поддержку социализационной деятельности населения (организованного педагогом-организатором).
  • Осуществляет прогнозное социально-педагогическое проектирование педагогизации среды в направлении превращения ее в социально-педагогический комплекс.
  • Руководит созданием, функционированием и развитием СПК. Отвечает перед населением за создание программы социально-педагогического преобразования микрорайона (программы совершенствования микрорайона как воспитывающего микросоциума), осуществляет организационное руководство реализацией этой программы.
  • Отвечает за функционирование созданных им (и руководимых им) социально-педагогических структур (в соответствии с программой социально-педагогического развития микросреды), программами, планами, уставами (положениями), договорами о сотрудничестве и другими официальными документами.
  • Отвечает перед государством (и компетентными его органами) за исполнение руководимыми им структурами действующего законодательства и соответствующих подзаконных актов, за выполнение уставных и договорных обязанностей.

Поскольку главная деятельность педагога-организатора - именно организаторская деятельность, а главный инструмент реализации педагогической деятельности - педагогически ориентированные организационные структуры, то главной обязанностью педагога-организатора является организационное обеспечение педагогически целесообразного развития деятельности этих структур. И главная его ответственность - за правильное, т.е. соответствующее педагогической логике (педагогически целесообразной постановке задач) организационно-педагогическое обеспечение развития микросоциума".

В этом документе мы обозначили своё отношение к должности педагога-организатора. Социальный педагог в нашем понимании нечто другое. Это не должность, а скорее, призвание, жизненная позиция, если хотите, гражданская позиция.

Поэтому в этом "обращении" мы считаем нужным прояснить своё понимание этой позиции и нам хочется заранее отвести, снять возможную при чтении "профессиональными социальными педагогами" некоторых мест книги "мысль-барьер": "Ну, зачем же так выламываться и надрываться, зачем же работать в таких невыносимых условиях? Неужели нельзя было найти для работы место с нормальными условиями?"

Такая мысль действительно может возникнуть, когда мы пишем о том, что, например, длительное время приходилось работать в подвальном помещении (бывшего бомбоубежища), где не было ни окон, ни вентиляции, ни мебели, ни, тем более, телефона. Или, когда пишем, что педагог-организатор, уволенная по "сокращению штатов", продолжала работать в клубе "на общественных началах".

Для "нормального" (наёмного) работника в этих условиях естественно уходить в другое место. Но для "настоящего социального педагога" (для такого, как мы его понимаем) такой уход - дело вовсе не естественное.

Для нас социальный педагог (педагог-организатор) - это именно тот человек, который не ждёт, когда кто-то создаст для него условия работы, а сам (по своей инициативе) "создает условия" ("организует условия"). Другими словами, это такой человек, который обладает желанием (а ещё лучше - знанием того, что нужно создавать, как это делать и умением создавать условия). Необходимо желание и умение "осваивать окружающую среду", "педагогизировать среду", создавать (может быть даже "на пустом месте") условия для внесемейной и внешкольной социализации детей. Человек, который в ситуациях объективного ухудшения условий не пасует, а борется за сохранение, поддержание, улучшение этих условий.

Можно даже сказать, что "создание условий" - главный предмет деятельности социального педагога.

"Реализовывать" эти условия в практической социализации детей социальному педагогу могут помогать и другие педагоги.

Конечно, создание условий можно вменить в обязанности чиновника (того же социального работника или социального педагога) но это всё-таки позиция не служащего, а подвижника. И требовать такой позиции нельзя.

Нельзя записать в должностной инструкции требования "быть энтузиастом, быть подвижником".

Ведь такому социальному педагогу должно быть "больше всех надо".

Заставить нельзя, а вот воспитать такого человека можно.

Те, кто способен проникнуться пониманием такой позиции, кто понимает и психологически принимает роль "старшего друга" детей, кто действительно чувствует себя в "ответе, за тех, кого приручил" (А.Экзюпери), кто не хочет "слепо и безропотно подчиняться воле рока", кто не хочет быть рабом неблагоприятных обстоятельств, те найдут в этом пособии больше полезного для себя.

Тем же, кто живёт по пословице "Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше", будет трудно понять "пафос" авторов, которые пишут о том, например, что им самим удалось в подвале настелить полы, что добились отмены решения райсовета о передаче части помещений клуба другой организации, что педагогу-организатору через год после увольнения опять стали платить зарплату, что Управление муниципального района подарило клубу старый шкаф...

Если в Доме детского творчества, где такие педагоги работают, стены украшены профессиональными художниками (и не за самые "худшие" деньги), то легко ли им понять педагогическое значение мозаичных панно, изготовленных детьми для украшения своего "бомбоубежища" из выброшенных в мусор осколков кафельных плиток?

Если там, где они работают, выделяются бюджетные деньги на "педагогический персонал", "технических работников", на "приобретение основного оборудования", то легко ли понять радость от того, что пришёл "общественник-волонтёр", что руководитель кружка организует детей на уборку своей мастерской, что удалось приобрести отечественную видеокамеру (которая и не записывает, а только "показывает" и то "без цвета")?

Оценить по достоинству всё это могут только энтузиасты. Только те, кого теперь стали иногда называть "харизматиками", те, кто хотят "улучшать окружающую жизнь" для детей именно там, где живут сами, там, где живут дети.

В своём дворе. Не зря ведь в песне "С чего начинается Родина?" говорится, что она начинается "с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе".

А поскольку хотеть быть таким "товарищем" для детей - это ещё очень мало, поскольку это надо ещё и уметь, а науки по созданию условий для социализации детей по месту жительства ещё нет, (и, естественно, учебные заведения ещё только начинают думать, как к этому готовить социальных педагогов), Ассоциация "Воспитание" и учредила в 1990 году на базе нашего детского клуба "Ровесник" Первую опытную станцию по внешкольному воспитанию.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в шестиугольнике?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Георгий Кандибур Fri 03-May-2013 14:22:03  
   Днепропетровск  

Уважаемые коллеги!
Уникальный ШКОЛЬНЫЙ эксперимент, который проходит в одной из общеобразовательных школ города Днепропетровска.
Познакомиться с экспериментом (помсмотреть видеофильм)
Вы сможете по ссылкам:
http://www.kandibur.com/#/gallery/youtube_gallery?a=0p=0
http://nctv.in.ua/video/watch/sistema-kandibura-uchjoba-bez-prinudilovki
http://www.youtube.com/watch?v=fGAUHJJ7irU
Будем признательны за любые отзывы! mail@kandibur.org
С наилучшими пожеланиями #8211; Георгий Кандибур, автор эксперимента



  Волька Thu 18-Nov-2010 23:25:42  
   Саптебур  

Эту бы статью перенести воссоздателям пионерской организации. Плох, конечно, разброд и разгул. Но священные действия, установки и изречения Священного государства... Человеческая, социальная природа таковы, что и от такого священства непременно быть беде. Благодарения Творцу и нашему народу, что был проведён, доведённый до пика общественных возможностей человека эксперимент! Мы выдержали и продемонстрировали всё что надо с честью! Продемонстрировали ВСЕМУ миру как урок ему. Нам бы благодарность от всех, а не разгул претензий, обид и оплёвываний... А ведь это и подогревают. Кстати во многом те, кто жирует на этом нашем бескорыстном героизме.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100